НАВАРАТРИ НАВАДУРГА - 9 НОЧЕЙ ПОЧИТАНИЯ ДУРГА ДЕВИ МАНТРА БОГИНИ ДУРГА ПУДЖА БОГИНИ ДУРГЕ - ШАЙЛАПУТРИ, БРАХМАЧАРИНИ ЧАНДРАГАНТХА КАТЬЯЯНИ КУШМАНДА МАХАГАУРИ КАЛАРАТРИ СКАНДАМАТА СИДДХИДАТРИ ОМ ШАКТИ ХРИМ Если человек не может найти «самагри» (необходимые ингредиенты), он может предлагать Божеству их мысленно, посредством визуализации. Но для знающего, в эти дни желательна именно физическая пуджа. В дни Наваратри, рекомендуется поститься, заниматься дхьяной, поскольку это благоприятное время для очищения. Первые три дня, Вы устраняете «малы» (загрязнения) связанные с тамасом (невежеством), далее – с саттвой (привязанностью), в последние три дня - с раджасом (страстью, гневом). Имя Дурга в переводе означает «дур»-расстояние, дистанция, удаленность, «га»-достигать, идти, направляться; вместе - «труднодостижимая или труднодоступная», что означает Её трансцендентность, запредельность всем гунам. Следовательно, Дурга является высшей Богиней, наделенной силой творить (сришти), поддерживать (стхити) и разрушать (пралайя). Так как Она труднодостижима, Она наделена качеством «тиродханы» или «тиробхавы» (сокрытия), Она - Махамайя. Она же -Богиня нисходящей милости (анургаха-шакти), во время Наваратри, на практикующих садхаков, Шакти нисходит как Урдхва-кундалини-шакти, проходя последовательно через рудра-грантхи, вишну-грантхи и брахма-грантхи. Как финал, садхака на десятый день получает полную милость Богини и полностью духовно пробуждается. В это время в Индии почти все люди посвящают себя садхане. Во многих шакти-питхах (святых местах почитания Деви), проводятся кумари-пуджи (почитание девственниц дакшиначарской пуджей). Иногда в них могут участвовать девять кумари. Их наряжают подобно Богине, посыпают цветами, они играют роль мурти. Все это делают специально обученные брахманы. Девочки должны быть выбраны из особых семей, с согласия родственников. Такие ритуальные действия можно лицезреть особенно в Камакхья-питхе, штат Ассам. Каждый садхака совершает садхану как днем, так и ночью, в соответствии со своими знаниями и преданностью Божеству. Все это можно описать лишь в общих чертах, лучше чтобы сами практики лично были переданы ученику от Гуру. Если посмотреть на праздник более абстрагированно, можно заметить, что согласно ведической астрологии (джьетиш), дни Наваратри наибольшее влияние оказывают на психофизический план человека, он наиболее открыт для разных энергий, поэтому эти дни надо наполнить духовными вибрациями. Например, чатуртхи в ведической астрологии также не совсем благоприятный период и в это время почитают Ганапати, который устраняет всевозможные препятствия. В Наваратри принято передавать посвящения, благоприятна передача санньясы для тех, кто желает стать на этот нелегкий путь. В три дня последовательно почитаются аспекты Кали, Лакшми и Сарасвати, но сама Богиня трансцендентна, она - Ниджа-шакти Бога Шивы, на десятый день мы достигаем осознания абсолютной природы Богини. По легенде, перед битвой на Куру-кшетре, Арджуна молился Богини, чтобы одержать победу, а также Рама молился перед битвой с Раваной. Как бы там ни было, не зависимо от религии в каждой культуре есть свои обычаи, связанные с периодами осеннего и весеннего равноденствия, в Индии два знаменитых праздника Наваратри- это осеннее (шарад-наваратри) и весеннее (васанта-наваратри). Поэтому я всем рекомендую, по крайней мере на будущее, изучить методы почитания Деви. Почитая Деви, Вы обретете силу. Самый простой вариант я уже размещал, а вообще, желательно приобрести книгу «Дурга-сапташати» или «Дургарчана-паддхати», это очень известные тексты, их можно купить во многих магазинах Индии. Особенно полезно читать в Наваратри Сиддха-кунджика стотру, Деви-суктам и конечно же наварана-мантру. По-моему, кое что можно найти в сети. Кому интересно изучать это более глубоко, я могу лично передать упадеши. Существует девять форм Дурги, в разных частях Индии они разные, иногда их соотносят с десятью махавидьями, в целом, Дурга больше почитается на севере Индии, хотя ее формы есть и в южной Шри Видьи, её имена встречаются в Лалита-сахасранаме. В Натха-сампрадае она особо почитаема в Аи и Каплани-пантхах, хотя само почитание Шакти распространено во всей сампрадае, ибо шакти-садхана играет важнейшую роль в Кундалини-джагаран садхане. У Натхов существует множество мантр, посвященных Баласундари, некоторые практически идентичны тем, что распространены в шактийских сампрадаях. Пожалуй, самая известная мантра - наварна-мантра, она состоит из девяти (нава) слогов, если ей предшествует «омкара», то получается десять. Каково значение этой знаменитой мантры: «Аим ХриМ КлИМ ЧАмундАйаи вичче»? «АиМ» - это биджа-мантра Сарасвати Деви, аспекта речи, мантр и знания, она же Тара. «Хрим» - Лакшми Деви, аспекта равновесия, проявляется как процветание, удача, вселенская красота, она же - Трипурасундари, Бала - «вечно юная», что соответствует «стхити» (сохранению). «Клим» - это биджа Кали Ма, разрушительному аспекту силы Абсолюта, она же – время, источник всех изменений, трансформации, динамики, так как время бежит, движется, не ждет нас и те, кто пытается «убить время», сами становятся «убиты временем». Иногда некоторые Гуру «Клим» и «Аим» трактуют как противоположные по качествам, например, «Клим» как «Кама-биджу» - причину желания. Но это отдельная тема и, думаю, ее мы обсудим в другой раз. В итоге получается, что эти три биджи - ничто иное, как тройственное проявление силы Абсолюта. Это энергии Кундалини-шакти: Иччха, Джняна и Крийя-шакти. Чамунда - имя Дурги, которая убила двух демонов Чанду и Мунду, Чанда – олицетворение невежества, а Мунда - ярости, гнева. «Вичче» означает отсекание голов демонов. Согласно Мантра-йога самхите и др. авторитетным текстам по практике мантр, для обретения «мантра-сиддхи» (силы мантры), мантру нужно начитать определенное количество раз. Этот процесс называется пурашчарана или сиддхикарана. Считается, что каждый слог мантры нужно прочесть один «лак», что составляет сто тысяч повторений. Далее тантры рекомендуют десятую часть от прочтения, т.е. десять тысяч раз сделать «хаван», т.е. произвести почитание этой формы Божества в Агни. Кстати, это довольно частый вопрос, который мне задают, очевидно, многие англоязычные книги непонятным образом описывают что же значит провести 10.000 «хом». В данном случае имеется ввиду 10.000 возлияний в огонь с мантрой, которую вы начитывали, в конце произносится «сваха», в случае с наварна-мантрой - это выглядит так: Аим Хрим Клим Чамундайаи вичче сваха. Без «намах сваха», как это часто делается в других мантрах. Здесь, на форуме, мне довольно сложно объяснить все детали «хомы», к тому же существуют самые разные их вариации. Обычно «хома» проводится в специально приготовленном углублении, сделанном в земле, которое смазывается глиной. Такое священное место называют «дхуни», оно может быть круглым, например, как у натхов, что символизирует «пурнату», квадратное, треугольное и др. Деви почитается на востоке, на севере - Шива. Север благоприятен для реализации мокши, восток для вашикараны, запад для получения материальных результатов, а юг обычно используют абхичарины. Но нам нужен только восток и север. В Индии часто перед хомой проводят калаша-пуджу и др. Калаша - это ведический символ, сосуд, который наполняют освященной водой. Сверху размещают листья бетеля или манго, они символизируют космическую силу (используют пять или семь листьев), сверху ставят кокосовый орех, он как правило символизирует человеческое тело или эго. Позже, в ритуале кокос рассекают, что означает разрушение эго. Калаша так же символ «брахманды» (вселенной), отверстие калаши - это Рудра, горлышко - Вишну, дно - Брахма, в «животе» сосуда обитают все Боги. Часто он символизирует Ганапати или Агни, воды - символ нектара жизни. В ведических обрядах калаша-пуджа связана с почитанием Варуны. Еще калаша - символ Ганеши и его матери Амбики, «Ганешамбика бхьям», Ганеша наделен силой отца Шивы и матери Шакти. Потому, часто мантры Дурги и Ганеши считаются похожими по силе, в некоторых тантрических школах их передают вместе. Итак, хома играет важнейшую роль в реализации мантра-сиддхи, но не во всех садханах мантра должна быть начитана на каждый слог по 100.000, все зависит от того варианта, который Вам передает Гуру. Не всегда наварана-мантру нужно начитывать 900.000 раз и совершать 90.000 раз возлияния. Некоторые тантрические Гуру могут рекомендовать наравне с 10.000 возлияний гхи в хоме совершать тарпану 1000 раз, 100 раз марджану и 10 «брахмана-бходжан» (кормление брахманов). Тантрическая садхана, предназначенная для реализации мантра-сиддх, может быть очень сложной и, на самом деле, найти Гуру, который будет в совершенстве знать все тонкости, не простое дело. Мы же можем почитать Деви просто с искренней бхакти, пожалуй, это самое важное. Читая «кшама-прартхану» (молитву о прощении), мы говорим Божеству что мы не знаем ни что такое йога, ни что такое мантры и янтры, что у нас нет могущества, что мы не знаем мудр, пранаямы, асаны, но у нас есть преданность к Богине как Матери. Как Мать любит своих детей, несмотря на то какие они, так и для Богини мы дороги, несмотря на то, что по причине своего невежества мы можем чего-то не знать. Однако, хочу Вам сказать, как показывает мое личное наблюдение, милость получат не те, кто помешан на обрядах и их детализациях, а те, у кого чистая мотивация в почитании Божества. У натхов в почитании Божества на первом месте всегда стоит преданность Гуру, сампрадае и Иштадевате, благодаря этому формируется правильная основа садханы. Я приведу Вам очень простой пример, Вы наверняка видели очень многих корыстных людей, которые интересуются Тантрой, они могут обладать неплохими знаниями обрядов, но при этом не иметь преданности. Они обманывают своего Гуру, помешаны на черномагических практиках, но чтобы они ни делали, от них все равно не исходит свет, и каких бы они ни достигали мелких и временных сиддх, они не становятся сиддхами. Потому что без чистоты намерения все ритуалы не работают на должном уровне. Возьмем, к примеру, ту же наварна-манру, тантрик, который начитал пурашчарану, может использовать первые три биджи рисуя их на янтрах, чтобы посредством янтр получить нужные результаты, связанные с шат-кармами. Например, нарисовав несколько раз «Хрим» на янтре, он может завернуть ее в кавачу и носить у себя на теле, результатом такого действа будет достижение богатства, или «Клим» - исполнение желания. Вообще, при реализации мантр, биджи могут использоваться в необходимых действиях. Но много ли вы видели таких людей? Если посмотреть на то как живут все эти «маги» на самом деле, то становится ясно, что они не тантрики. С другой стороны. можно встретить много людей, которые живут самой простой жизнью и в меру посвящают себя садхане, при этом у них все есть. Само Божество о них заботится, даже без всякой «брахманской замудрени». Самое главное - развивать бхакти, качества нормального ученика, ну и конечно же учиться. В каула традиции присутствует почитание любых аспектов Шакти. Но, обычно, ученик, будучи «джигьясу»(изучающий традицию), не может сам сразу выбрать тот аспект, который ему по «бхаве» наиболее близок, особенно, если он не родился в Индии. Нужно хорошо ознакомиться с этой культурой, ну, и, конечно, самой традицией натхов, побольше узнать о том, какие аспекты Абсолюта вообще есть в хинду дхарме, какие Божества в буддизме, одним словом, все то, с чем так или иначе соприкасалась Натха-сампрадая. Он должен разобраться в том, кто такой Гуру и зачем он вообще нужен, иметь представления хотя бы в общих чертах. Для этого нужно опираться на наиболее авторитетные тексты в индуистской традиции и слова различных Гуру. После чего происходит выбор того, что для тебя является наиболее важным, а что второстепенным. Тогда ученика можно назвать действительно учеником. Как я уже сказал, в Натха-сампрадае почитаются все формы Шакти, такие как: Даша-махавидья, Нава-дурга, Шри Видья, Лакшми, Кали, Сарасвати и др. Существует помимо этих Божеств и другие, наиболее известные в Традиции натхов, это Натха-сиддха йогини и Баласундари. Но ритуалы их почитания не особо похожи на те, что используются в известных всем индийских традициях, общая схема похожа, но много своих тонкостей. В разделе «Йога-натхов» я выложил Шри натха сиддха янтру, в неё входят так же перечисленные Божества, по сути, она включает в себя все основные тантрические янтры натхов. Каждый круг (аварана), которая окаймляет центр янтры, может рассматриваться как отдельная садхана того или иного Божества, к коим относятся формы Дурги. Но есть ещё отдельная садхана, посвященная йогической форме Богини Йогамайи Баласундари. Она представляет собой весьма своеобразную пуджу, в которую может входить и практика джапа-мантры, причем можно вставлять и разные шактийские мантры, равно как и просто совершать дхьяну без мантры. Еще устанавливается калаша, это на самом деле не так сложно. Калаша символизирует Кайлаш, по краям которого ставятся четыре «джьоти патры» (светильника), символ времени четырех юг. Затем, в центре устанавливается вверху особый светильник «патра» с четырьмя зажженными нитями - символ Ганги. Вообщем такая «конструкция» символизирует так же и энергоструктуру человека, его внутреннее время. В принципе, мантра «со-хам» является самой простой мантрой Баласундари, но есть и много других «развернутых», со множеством бидж. Все это описать сразу непросто, но если постепенно, то можно конечно описать в общих чертах рядом постингов что это за пуджа. К ней так же относится и известная Наварна-мантра, она может читаться не только в Наваратри, но и в любые другие дни. Кстати, Наварна-мантра, не только является мантрой Дурги, но и Кали, потому что Чамунда-это как имя Дурги (Она уничтожитель демонов Чанды и Мунды),так и имя Кали, у Кали на шее висит мала из отрубленных голов демонов. Вообще Йогини-пуджа особенно знаменита в Аипантхе, я собственно и принял пурна-саньясу в Аипантхе по той причине, что мне лично по душе шактийские садханы. Во время Наваратри в Аипантхе, как правило, проходят ритуалы почитания Шакти с участием нескольких натхов из других пантхов, это связано с их особенностями и самой последовательностью пуджи. Результаты бывают довольно необычные, не только с садху, которые посвящены у натхов, но и с теми, кто присутствует на пудже, т.к. во время всего этого процесса проявляется очень мощная сила. Эффект такой пуджи у многих сохраняется довольно долго, что очень позитивно сказывается на садхане. Может быть зимой встретимся в Индии и сможем провести саму пуджу, в сети или книгах далеко не все можно описать. Самое простое почитание в Наваратри - это чтение наварна-мантры. oM aiM hrIM klIM chAmuNDAyai vicce Этой мантрой почитается Дурга и Кали, каждый слог мантры имеет свое значение: oM – Символ Абсолюта и Шакти тождественной с Шивой (Ниджа-шакти), та в которой потенциал всего мироздания, всех состояний проявления Шакти. aiM – Сила творения, раджо-гуна. hrIM – Сила поддержания и сохранения, саттва-гуна. klIM - Сила разрушения, распада, растворения и мудрости, связанная с тамо-гуной. chAmuNDA- уничтожение страсти и гнева. yai - Дарение блага. vic - Восприятие знания в теле. ce – Сознание. Если Вы не знаете никаких шактийских пудж подробно, то можно делать арати. Арати обычно совершается три раза в день, и символизирует собой восходящее Солнце, дневное и заходящее. Если сложно арати делать три раза в день, то можно только утром и вечером, или же только утром. Арати наполняет пространство светом и энергией. Арати символизирует собой связь с Божеством, Параматмой и духовным светом. Свет - это жизненная сила «прана», Шакти которая собой наполняет пустое пространство. Арати в принципе тождественна медитации на свет, поэтому всегда можно на него медитировать, когда у вас нет «самагри» (приготовлений для самой арати-пуджи). Можно даже, не зная никаких мантр и ритуальных тонкостей, делать только арати и читать джапа-мантру. I was reading ur mails in newsgroups & u mention bhuta suddhi, which i dont do. https://www.youtube.com/watch?v=uzMACzNSLi4 https://www.youtube.com/watch?v=60wf_MaxGqg https://www.youtube.com/watch?v=Iu3vL1pr1U8 https://www.youtube.com/watch?v=MNsQOAY-GlA https://www.youtube.com/watch?v=VejrcbccI28 https://www.youtube.com/watch?v=JPLOI9vo5d0 https://www.youtube.com/watch?v=IOtAx-A0H58 https://www.youtube.com/watch?v=39G8TDJ0C8g https://www.youtube.com/watch?v=iEmwWx9Y4B0

Теги других блогов: садхана Наваратри пуджа Дурга Деви